«Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Гранитный кентінің негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа поселка Гранитный отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Ашық сабақ орыс әдебиеті 6Б сыныбы

 

 

Раздел долгосрочного плана по литературе

6.3 Нравственный выбор человека

 

 

ШколаГранитная основная школа

 

Дата: 21.01.2021

Ф.И.О. учителя:Сыздыков Д.К.

КЛАСС: 6Б

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока: И.С. Тургенев. «Муму». Тема бесправия в рассказе.

Неравный брак

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

6.3.1.1 участвовать в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев

6.3.2.1 сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнительной характеристики)

Цели урока

 

Учащиеся смогут:

участвовать в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев

сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнительной характеристики)   

Критерии оценивания

участвует в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев

сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя (план сравнительной характеристики)

Языковая цель

Акцентировать внимание учащихся (лексика, включающая терминологию «историзмы и фразы»);

Побуждать  учащихся использовать литературный язык при пересказе и обсуждении иллюстраций.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, анализ.

Привитие ценностей

Данный урок направлен на развитие ценностей: доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, культура взаимоотношений, сплоченность и умение работать в команде, ответственность и лидерство (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в паре, оказание поддержки менее способным). Сотрудничество. Творчество и труд.

Межпредметные связи

Межпредметная интеграция на уроке реализована через содержание используемых материалов.

Связь с искусством: учащиеся могут рассмотреть репродукции картин, отражающих образы героев и развитие сюжета.

Связь с историей: апелляция к фактам, воссоздающим жизнь, быт и нравы самодержавно-крепостнического строя в России первой половины 19 века.

Навыки использования ИКТ

900igr.net/prezentacija/...

mp3davalka.com/files/...

ivi.ru/watch/114784

Предварительные знания

На предыдущих уроках учащиеся работали на достижение цели «иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему «Крепостное право».

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

 

 

2 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

 

 

1.Актуализация знаний.

Воспроизведение изученного  ранее материала по теме урока.

Стратегия «Корзина идей».

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9

1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2.Жизнь Герасима в доме барыни.

3.Герасим находит щенка.

4.Любовь Герасима к Татьяне.

5.Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни   (Проверка)

ХОД СЛЕДУЮЩИЙ

Посмотрите иллюстрации, и определите о чем мы сегодня будем говорить?

Задание №2

Рассмотрите иллюстрацию, что вы можете сказать о персонажах?

 

Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской.
(БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА – лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу.)
(ПРИЖИВАЛКА – бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество.)

Задание №3

Учитель: Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная» работа (неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали).
Учитель: Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?
(«…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…»)
Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем? (Старуха – помещица, а Герасим – крепостной)
Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.

Задание №4

Учитель: Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? 
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»
Учитель: Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?

ФО -  Словесная оценка учителя

 

 

 

Слайд №1

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №2

 

 

 

 

Слайд №3

 

 

https://www.google.com/search?q

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №5

Середина урока

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 минут

Задание №5

1. Дать характеристику исторического явления «Крепостное право»

Стратегия «Круги на воде».

2. Погружение в тему

Работа с текстом (вопросы учащимся):

- Выделите ключевые эпизоды текста

- сформулируйте основную мысль отрывка

Просмотр видеоролика

Дескрипторы:

- определяет тему отрывка произведения

- формулирует основную мысль отрывка

- дает название фрагменту произведения

ФО «Две звезды, одно пожелание»

Физминутка. Пантомима «нарисовать барыню за несколько секунд»

Задание №6

Написать эссе рассуждение на тему: « Мог ли Герасим ослушаться барыню»

 

Слайд №6

 

 

 

 

Слайд №7

https://www.google.com/search?q

 

 

 

 

 

Слайд №8

Конец

5 минут

Рефлексия

Прием «Верные и неверные утверждения»

(учащимся предлагается список утверждений, созданных на основе прочитанного рассказа. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, аргументируя свой ответ)

  1. Герасим в рассказе "Муму" является дворником старой московской барыни, одним из ее крепостных крестьянин.
  2. У Герасима есть множество других слуг (прачки, лекари, башмачник и т.д.)
  3. Муму выглядит следующим образом: "...собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами...".
  4. Когда барыня в первый раз увидела Муму, она попыталась ее погладить. Но собака повела себя настороженно, оскалилась и взвизгнула, чем испугала старуху. С этих пор барыня полюбила Муму
  5. Татьяна вышла замуж по любви
     

Дескрипторы;

- демонстрирует знание текста;

- выбирает правильный ответ;

- аргументирует свой ответ.

Домашнее задание.

- составить устный рассказ на тему «Мое отношение к поступку барыни» (не менее 6 предложений)

-нарисовать любой персонаж

-Вам необходимо составить рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор).

 

 

 

 

Слайд №9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №10

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
«Тягло» – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.

 

Чтение текста.

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое делается, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…»

 

 

 

 

Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
«Тягло» – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.

 

Чтение текста.

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое делается, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…»

 

 

 

 

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9

1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

9

2.Жизнь Герасима в доме барыни.

1

3.Герасим находит щенка.

4

4.Любовь Герасима к Татьяне.

3

5.Расставание с Татьяной.

6

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

2

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

8

9. Встреча Муму и барыни

5

 

Жаңартылған күні: 21.01.2021 17:00
Құрылған күні: 21.01.2021 17:00

Текст