Цель: развитие умения распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.Задачи:познакомить ребят с понятием настроение;побудить стремление к познанию своего собственного настроения;сформировать представление о том, что настроение человека – не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий.Ход занятия1. Приветствие по теме: «Создай себе настроение»Здравствуйте, меня зовут Гульмира Кайркешевна я работаю психологом в нашей школе. Сегодня мы будем общаться с вами на тему: «Создай себе настроение».1.Прежде всего, давайте поговорим о правилах в группе:1 правило - чем больше каждый из вас проявляет активность, участвует в групповой работе, тем эффективнее будет наше занятие;2 правило - правильных и неправильных ответов здесь нет, каждый высказывает своё личное мнение;3 правило - не перебиваем друг друга. Если хотите, что-то сказать поднимаем руку, и Вам представится возможность ответить.Каждый может выразить свои чувства, мнения;4 правило конфиденциальности – рассказывать после тренинга о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы кому-то неприемлемо с точки зрения этики.Тому, кто нарушит наши общие правила, нужно либо станцевать, либо попрыгать на одной ноге, либо рассказать стишок…..Всем понятно? Приступаем?2. Упражнение на знакомство (5 минут)Цель: знакомство с группой, обучение навыку давать позитивную самооценку.Инструкция: «У меня в руках мяч. Я бросаю его одному из участников. Тот, кто поймал мяч, называет своё имя и одно позитивное, то есть положительное качество, начинающее на первую букву своего имени. Например: «Антон – аккуратный, активный..», «Саша – самостоятельный, смешливый, смелый…»- Вот мы с вами какие! (улыбаюсь).3. Упражнение-разминка «Передай настроение» (10 минут)Цель: развитие умения распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.Инструкция: Давайте встанем в круг. Сейчас я скажу «на ушко» С….. (психолог наклоняется к рядом стоящему ребенку и шепотом говорит ему, какое настроение нужно передать – веселое, грустное, удивление и т.д.). Теперь ты должен передать с помощью мимики и жестов эту эмоцию следующему, не разговаривая, а тот, должен передать следующему, и так по всему кругу (когда круг завершен, психолог спрашивает у последнего игрока, какое настроение он «получил»).Обсуждение:
- Кому было трудно распознать настроение друга? Почему?
- Кто лучше всего передал настроение?
Информационный блок (7 минут)
10 советов как поднять себе настроение
Скушать что-нибудь вкусное. Особенно благотворно воздействую на нервную систему продукты, содержащие "гормон оптимизма": клубника, бананы, ананас, грецкие орехи, фундук, арахис, овсянка, какао и шоколад.Сон. Очень часто, плохое настроение бывает из-за недосыпания и усталости. Можно расчесывание волосы в течение 10-15 минут. Эта процедура помогает “разогнать” кровь и расслабить мышцы.Потереть ладони. Еще один простой способ сбросить нервное напряжение и избежать стресса. Нужно изо всех сил потереть ладони друг о друга, пока они не станут горячими. Также полезно хорошенько растереть уши. Так вы сможете взбодриться и сосредоточиться на работе.Позвонить другу, подруге, приятному для вас человеку с которым можно поболтать "не о чем". Легкое общение на приятные темы, обсуждение сплетен, новостей поднимет настроение.Подойти к зеркалу, улыбнуться себе. Выпрямить спинку, развернуть плечи. Приподнять голову и сказать себе "я самая обаятельная и привлекательная"! (или обаятельный и привлекательный).
Займитесь спортом. Если тело будет в тонусе, то и душа не сможет быть иной. "В здоровом теле здоровый дух". Бассейн, танцы, йога, шейпинг, утренняя пробежка – выберите занятие по душе.Посмотреть любимый фильм или почитать книгу. Сесть дома на уютный диванчик или сходит в кинотеатр, запастись попкорном и провести приятные минуты в обществе киногероев. Иногда хочется то ли новой информации, то ли чего-то интересненького или просто "отключиться" от мира. Фильмы, книги, компьютерные игры - все подойдет. Главное не злоупотребляйте. Помните: делу время, потехе час.Общение с домашними животными. Домашние любимцы хорошо могут успокоить и поднять настроение. Погладьте вашего питомца, поиграйте с ним – настроение изменится.Музыка, танцы. Если хотите расслабиться поставьте спокойную мелодию, если взбодриться – энергичную. При помощи звуков мы можете управлять своим настроением. Для улучшения настроения специалисты советуют также слушать классику: Моцарта, Бетховена. Помни плохое настроение – это временно.
4. Упражнение «Почувствуй своё настроение» (5 минут)Цель: сформировать представление о том, что наше настроение — не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий. Развитие навыка «существование в настоящем».Инструкция: «Давайте представим, что мы сидим на жестком стуле, съели дольку (или весь) очень кислого лимона, льет сильный дождь, мы с вами дрожим от холода и от пронизывающего ветра. Будет ли у вас хорошее настроение? (слушаем ответы детей).А теперь давайте представим, что мы с вами находимся, например, в Сочи, около бассейна, в который собираемся скоро прыгнуть, погода чудесная, но сидим на удобном лежаке, пьем любимый напиток или едим мороженое, вокруг нас наши лучшие друзья, родные.Обсуждение:Какое у вас сейчас настроение?У кого-то улучшилось?Хотя посмотрите – у нас с вами не произошло никаких изменение – мы до сих пор находимся в центре!!! Это значит, что настроение – очень хрупкая штука, легко меняется, и как важно уметь беречь его, своё и тех, кто нас окружает, поддерживать хорошее настроение».5. Упражнение на завершение «Моё настроение» (3 минуты)Цель: выявление эмоционально-смыслового состояния участников группы по окончанию тренинговой работы.Инструкция: «Пожалуйста, заполните листочек (см. приложение 1) с картинками вашего душевного состояния, отметьте ваше настроение именно сейчас после проведенного занятия и ответьте на несколько вопросов:
- Давайте сравним картинки: изменилось настроение? У кого-то улучшилось?
- Что Вам понравилось из сегодняшнего занятия?
- Как Вы думаете, занятие Вам было полезно? И почему?»
10. Завершение занятия
Комплимент: «Вы сегодня все были молодцы, мне очень приятно было с Вами работать, спасибо Вам за активное участие. Всего Вам доброго!».