СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................4 1 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ...................................................................5 2 ПРИНЦИПЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ..............................7 3 СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ .....8 4 СТРУКТУРА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ..............................12 4.1 Процесс формативного оценивания.....................................................13 4.1.1 Планирование и организация формативного оценивания............13 4.1.2 Предоставление обратной связи.....................................................17 4.1.3 Анализ результатов формативного оценивания ............................18 4.2 Процесс суммативного оценивания.....................................................20 4.2.1 Суммативное оценивание за раздел/сквозную тему.....................21 4.2.1.1 Планирование и организация суммативного оценивания за раздел/сквозную тему................................................................. 21 4.2.1.2 Анализ результатов суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему.........................................................................................25 4.2.2 Процесс суммативного оценивания за четверть ...........................28 4.2.2.1 Планирование и организация суммативного оценивания за четверть ...............................................................................................28 4.2.2.2 Анализ результатов суммативного оценивания за четверть ..............................................................................................30 4.2.2.3 Модерация результатов суммативного оценивания за четверть ...............................................................................................31 5 ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ........................................................33 6 МЕХАНИЗМ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК...............................................34 6.1 Выставление баллов за раздел/сквозную тему ...................................35 6.1 Выставление четвертных оценок .........................................................35 6.2 Выставление годовых оценок...............................................................37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................38 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........................................39 ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................40 4 ВВЕДЕНИЕ Система критериального оценивания определяет основы для внесения изменений в действующую практику оценивания учебных достижений обучающихся общеобразовательных школ. Это позволит обеспечить качество процедур оценивания, их соответствие международным стандартам и потребностям обучения каждого обучающегося. Новая для Казахстана система критериального оценивания будет направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям. С помощью четко выработанных критериев оценивания и учитель, и обучающийся будут понимать: • На какой стадии обучения обучающийся находится? • Куда он стремится в своем обучении? • Что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов обучения? Целью критериального оценивания является получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса. Задачи системы критериального оценивания: 1. Расширить возможности и функции оценивания в учебном процессе. 2. Создать условия для постоянного самосовершенствования обучающихся посредством установления регулярной обратной связи. 3. Содействовать формированию единых стандартов, качественных механизмов и инструментов оценивания. 4. Предоставлять объективную, непрерывную и достоверную информацию: – обучающимся о качестве их обучения; – учителям о прогрессе обучающихся; – родителям о степени достижения результатов обучения; – органам управления о качестве предоставляемых образовательных услуг. 5 1 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В данном документе используются следующие термины: Дескриптор – характеристика, описывающая действия при выполнении заданий. Критериальное оценивание – процесс соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе выработанных критериев. Критерий оценивания – признак, на основании которого проводится оценка учебных достижений обучающихся. Модерация – процесс обсуждения работ обучающихся по суммативному оцениванию за четверть с целью стандартизации выставления баллов для обеспечения объективности и прозрачности оценивания. Обратная связь – отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие. Ожидаемые результаты обучения – совокупность компетенций, выражающих, что именно обучающийся будет знать, понимать, демонстрировать по завершении процесса обучения. Портфолио обучающегося – способ фиксирования и накопления индивидуальных учебных достижений обучающегося по предметам за учебный год. Разноуровневые задания – задания разного уровня сложности, которые используются для организации дифференцированного обучения с учетом способностей обучающихся. Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, переосмысление и анализ собственных результатов деятельности. Рубрика – способ описания уровней учебных достижений обучающихся в соответствии с критериями оценивания. Сквозная тема учебной программы – единый сквозной компонент содержания, использующийся как инструмент интеграции знаний и умений из разных предметных областей для достижения цели обучения конкретного учебного предмета. Спецификация суммативного оценивания за четверть – требования к структуре и содержанию суммативного оценивания за четверть и его проведению. Суммативная работа – работа обучающегося, предназначенная для определения уровня учебных достижений обучающегося по предмету за определенный период обучения. 6 Суммативное оценивание – вид оценивания, который проводится по завершении разделов/сквозных тем учебных программ, определенного учебного периода (четверть/триместр, учебный год). Схема выставления баллов – схема, используемая учителями для установления единых норм по выставлению баллов к заданиям суммативного оценивания за четверть. Уровни мыслительных навыков – иерархическая система целей обучения, каждый уровень которой направлен на формирование определенных навыков мышления. Уровень учебных достижений обучающихся – степень развития учебных достижений обучающихся в соответствии с критериями оценивания. Формативное оценивание – вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся и позволяет своевременно корректировать учебный процесс. Цели обучения – утверждения, формулирующие ожидаемые результаты по достижению знаний, понимания и навыков в течение курса обучения по предмету в соответствии с учебной программой. Электронный журнал регистрации результатов оценивания – электронный документ, в котором выставляются результаты суммативного оценивания (за раздел/сквозную тему, четверть) и осуществляется автоматический подсчет по формуле четвертных, годовых и итоговых оценок. 7 2 ПРИНЦИПЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ Критериальное оценивание реализуется согласно следующим принципам: Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами. Объективность, достоверность и валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов. Ясность и доступность. Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся. Направленность на развитие. Результаты оценивания инициируют и определяют направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся. 8 3 СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ Содержание системы критериального оценивания определяется стандартами, процессами, инструментами и результатами оценивания (Рисунок 1). ГОС НО Требования к уровню подготовки учащихся по образовательным областям (ожидаемые результаты согласно таксономии Б. Блума) Учебная программа и план по предмету Цели обучения, разделы, сквозные темы, подразделы Формативное и суммативное Оценивание на основе критериев Критерии оценивания - признак, основание, согласно которым измеряется уровень учебных достижений обучающихся Уровни мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо Разноуровневые задания Обратная связь ежедневная практика Баллы по завершении каждого раздела и четверти Уровни учебных достижений по завершении каждого раздела и четверти Оценка по завершении каждой четверти и учебного года Стандарты оценивания Процесс оценивания Инструменты оценивания Результат Рисунок 1. Содержание системы критериального оценивания Содержание системы критериального оценивания регламентируется следующими инструктивно-методическими документами: • Государственный общеобязательный стандарт начального образования; • Учебная программа; • Учебный план; • Порядок проведения критериального оценивания учебных достижений обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального образования1 ; • Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы; • Руководство по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов; 1 Критерии оценки знаний обучающихся, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2016 № 52. 9 • Сборники заданий по формативному оцениванию; • Методические рекомендации по суммативному оцениванию. Государственный общеобязательный стандарт начального образования Государственный общеобязательный стандарт начального образования (далее – ГОС НО) определяет совокупность общих требований, предъявляемых к уровню подготовки обучающихся, содержанию образования, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и сроку обучения. Ожидаемые результаты по предметным областям, являющиеся стандартами для оценивания, представлены в ГОС НО с использованием таксономического подхода. На основе таксономического подхода определяется, что обучающийся должен знать, понимать, применять, анализировать, синтезировать и оценивать по завершении данного уровня образования. Учебная программа Учебная программа устанавливает ценности и цели для каждого предмета и кратко описывает соответствующие педагогические подходы, которые должен использовать учитель в своей практике. Этот документ включает информацию о содержании и структуре каждого предмета. Содержание учебных программ представлено по разделам, подразделам и сквозным темам. Учебный план В учебном плане по предмету представлены рекомендации по преподаванию содержания учебной программы по классам. Учителя могут использовать виды деятельности, описанные в учебном плане, чтобы убедиться, что обучающиеся достигли всех целей обучения и знают содержание учебной программы. Важно, чтобы у учителей и обучающихся было единое понимание целей обучения, которые должны быть достигнуты на уроке. Для поддержки единого понимания учителя могут применять различные стратегии, представленные в учебном плане. 10 Порядок проведения критериального оценивания учебных достижений обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального образования В документе определяется порядок организации и проведения оценивания учебных достижений обучающихся начальных классов организаций образования Республики Казахстан, в которых апробируются и внедряются учебные программы начального образования в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом начального образования и регламентируются следующие процедуры оценивания: • процедуры организации и проведения формативного оценивания; • процедуры организации и проведения суммативного оценивания; • процедуры проведения модерации суммативного оценивания за четверть; • процедуры выставления оценок за четверть и учебный год. Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы Руководство по критериальному оцениванию определяет теоретические и практические основы для внесения изменений в деятельность учителя по оцениванию учебных достижений обучающихся в рамках внедрения обновленного содержания образования. Представленные рекомендации позволят обеспечить качество процедур оценивания, их соответствие установленным стандартам и потребностям обучения каждого обучающегося. Руководство по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов В каждом отделе образования города/района и школе будут назначены ответственные лица, координирующие процесс внедрения системы критериального оценивания. Региональные координаторы определяются из числа методистов районных/городских отделов образования, школьные – из числа заместителей директоров общеобразовательных школ. Ключевая роль координаторов заключается в обеспечении общего управления качеством системы оценивания, реализации процессов и процедур, связанных с формативным и суммативным оцениванием, и методической поддержки, предназначенной школам в осуществлении процедур оценивания. Руководство по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов является документом, отражающим видение 11 развития образовательной политики в области педагогических измерений, основные принципы и подходы ее реализации на уровне школы, области и региона. В руководстве представлены ключевые направления деятельности по организации процесса оценивания и практические рекомендации в помощь координаторам. Сборники заданий для формативного оценивания Сборники содержат образцы заданий с дескрипторами для проведения формативного оценивания по всем целям обучения учебной программы. Задания носят рекомендательный характер и могут быть адаптированы с учетом потребностей и возможностей обучающихся. Методические рекомендации по суммативному оцениванию Методические рекомендации отражают подходы к организации и проведению суммативного оценивания за разделы/сквозные темы и четверти. Документ содержит следующую информацию: • рекомендации по разработке заданий для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему; • образцы заданий по суммативному оцениванию за раздел/сквозную тему с дескрипторами и баллами; • спецификации суммативного оценивания за четверть для разработки заданий и проведения процедуры; • образцы заданий для суммативного оценивания за четверть со схемами выставления баллов. 12 4 СТРУКТУРА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении в течение учебного года осуществляются два вида оценивания: формативное оценивание и суммативное оценивание (Рисунок 2). Суммативное оценивание, в свою очередь, включает процедуры суммативного оценивания за раздел/сквозную тему, четверть и уровень среднего образования. Рисунок 2. Структура критериального оценивания Подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от содержания предмета и вида критериального оценивания. Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение четверти. Формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и учителем без выставления баллов и оценок. При формативном оценивании обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволяет определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс. Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть/триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок. Это позволяет определять и фиксировать уровень усвоения содержания учебной программы за определенный период. Результаты формативного и суммативного оценивания используются учителями для планирования учебного процесса, рефлексии (Приложение 1) и улучшения собственной практики преподавания. 13 4.1 Процесс формативного оценивания Формативное оценивание является процессом, который оказывает непосредственное влияние на рост и развитие учебных достижений и обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся. В целях эффективного обучения необходимо наблюдать за обучающимися в процессе обучения для определения прогресса и текущего уровня понимания. Задачами формативного оценивания являются: • определение и представление обучающимся целей обучения и критериев оценивания; • создание среды для продуктивного коллаборативного обучения, которое поможет выявить доказательства того, что и на каком уровне достиг обучающийся; • обеспечение конструктивной обратной связи, способствующей развитию обучающихся; • вовлечение обучающихся в качестве источника взаимного обучения друг друга; • позиционирование обучающихся как «создателей» своего обучения. Формативное оценивание должно быть неотъемлемой частью обучения, а не рассматриваться как дополнительные упражнения или тесты. Цели обучения и ожидаемые результаты по каждому из разделов учебной программы определяют содержание практики формативного оценивания. При этом процесс формативного оценивания не будет стандартизирован, т.е. каждый учитель самостоятельно сможет определять собственную практику формативного оценивания и нести ответственность за ее результаты. Процесс формативного оценивания в деятельности учителя требует реализации следующих этапов: • планирование и организация формативного оценивания; • выбор методов формативного оценивания; • анализ результатов формативного оценивания; • предоставление обратной связи. 4.1.1 Планирование и организация формативного оценивания Учитель должен охватить все цели обучения учебной программы в процессе формативного оценивания. В помощь учителю подготовлены сборники заданий для формативного оценивания, включающие критерии оценивания по целям обучения, образцы заданий с дескрипторами. 14 Для того чтобы сделать процесс формативного оценивания эффективным, учитель может использовать задания, предложенные в сборниках. Кроме этого, учителю предоставляется возможность самостоятельной подготовки инструментов формативного оценивания. Для этого на этапе планирования учителю рекомендуется: • изучить учебную программу, учебный план и провести анализ целей обучения; • составить критерии оценивания на основе целей обучения согласно учебной программе; • распределить критерии оценивания по уровням мыслительных навыков (Приложение 2) для обеспечения дифференцированного подхода в составлении заданий; • составить задания в соответствии с критериями оценивания; • разработать к каждому заданию дескрипторы, которые описывают основные этапы его выполнения. Учитель разрабатывает или подбирает задания с учетом индивидуальных особенностей своих обучающихся и контекста обучения (Таблица 1). К каждому заданию составляются дескрипторы. Дескрипторы к заданиям должны быть ясными и точными, чтобы решение учителя при оценивании было объективным. Кроме того, дескрипторы позволяют определить, на каком этапе выполнения задания обучающийся испытывает трудности. Это способствует предоставлению конструктивной обратной связи обучающимся и родителям. Таблица 1. Пример задания по предмету «Математика», 1 класс Раздел Сложение и вычитание чисел в пределах 20 Подраздел Натуральные числа и число 0. Дроби Цель обучения Образовывать укрупненную единицу счета – десяток; считать десятками до 100, записывать, сравнивать Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Критерий оценивания Образует новую единицу счета – десяток. Записывает и считает десятками до 100. Сравнивает круглые десятки. Задание 1. Запишите новое число. 15 Задание 2. Запишите числа в порядке возрастания: 100, 70, 20,50, 10, 30, 60, 80, 40, 90. Задание 3. Вставьте нужные знак и число. 50 30 80